30 января 2024 года бизнес-омбудсмены и сотрудники аппаратов приняли участие в семинаре на тему: «Обсуждение поправок к проекту федерального закона № 481609-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части 14-20 глав КоАП РФ».
Мероприятие прошло в рамках цикла круглых столов и семинаров, проводимых аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Модератором выступила заместитель руководителя экспертно-правового центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Наталья Рябова.
Законопроект, принятый Государственной Думой в декабре 2023 года в первом чтении, направлен на устранение дублирования полномочий органов внутренних дел и контрольных (надзорных) органов в области производства по делам об административных правонарушениях. Так, в настоящее время органы внутренних дел уполномочены возбуждать и рассматривать дела по 663 составам административных правонарушений. Ряд этих составов (197) выражается в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется также иными органами государственной власти при осуществлении различных видов государственного контроля и надзора.
Из ведения МВД предлагается исключить лишь 44 состава КоАП, но в поправках ко второму чтению их число планируется увеличить.
Одна из наиболее интересующих бизнес глав КоАП РФ – 14 – «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций».
Участники семинара отметили, что наиболее важным представляется формирование позиции по части 3, 4 ст. 14.1 КоАП – «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) соответственно».
«Порой требование к наличию лицензии для конкретного вида деятельности не очевидно, – отметила Наталья Рябова. – Более того, бывают крайне спорные ситуации, которые приводят уже не к административному, а к уголовному преследованию по ст. 171 УК РФ о незаконном предпринимательстве. У нас был успешный опыт защиты предпринимателя в подобной ситуации.
Полицейские не всегда могут на ходу разобраться, нужна ли лицензия, или нарушаются ли предусмотренные ей требования. Все это требует знаний в конкретной сфере, поэтому логично, что контроль планируется оставить сугубо за профильными лицензирующими органами».
Из прочих составов главы 14 КоАП обращает на себя внимание статья 14.16. «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Здесь предприниматели высказываются неоднозначно, но, учитывая специфику регулирования этой отрасли, выявления правонарушений и значимость последствий, в основном поддерживается сохранение возбуждения дел по данным административным правонарушениям в функционале полиции.
По итогам семинара была сформирована позиция участников семинара относительно положений рассматриваемого проекта нормативного правового акта.