Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Брянской области

Рондиков Сергей Александрович

Отмена ЕНВД может привести к сокращению малого и среднего бизнеса

С 1 января 2021 года планируется отменить ЕНВД, обеспечив переход предпринимателей на иные режимы налогообложения. Основная причина указанных изменений – борьба с уклонением от уплаты налогов, вывод предприятий из тени и увеличение доходов бюджета.

Проблемы отмены ЕНВД обсуждались на совещании с Уполномоченным при Президенте России по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Участники совещания отметили высокую востребованность и эффективность налогового режима ЕНВД для налогоплательщиков. Режим ЕНВД исторически был разработан как временная мера поддержки предпринимательства до момента установления устойчивой высокой экономической динамики и повышения рентабельности бизнеса и доходов населения. Однако настоящий период характеризуется ограниченной экономической динамикой и стагнацией доходов населения, что предполагает также невысокие темпы развития малого бизнеса.

C учетом принимаемых регуляторных мер по цифровизации бизнеса, в частности, введения маркировки широкого круга товаров, которая требует дополнительных затрат и адаптации субъектов предпринимательской деятельности к новым требованиям, отмена режима ЕНВД с 2021 года станет для малого бизнеса тяжелым ударом и приведет к уходу в тень или закрытию сотен тысяч субъектов хозяйственной деятельности.

Борис Титов констатировал, что полноценной альтернативы режиму ЕНВД в настоящее время не существует. В частности:

— патентную систему налогообложения (ПСН) не могут применять организации. Кроме того, в рамках ПСН невозможно уменьшение налога на страховые взносы, а установленные ограничения (количество работников, торговая площадь) существенно меньше лимитов для ЕНВД. Применение режима ПСН лимитировано 60 млн рублей выручки;

— упрощенная система налогообложения (УСН) предполагает обязательное ведение отчетности, и для налогоплательщиков она намного более затратна (от 1,5 до 6 раз). Кроме того, УСН имеет установленный лимит по выручке до 150 млн рублей.

Принимая во внимание цели национального проекта «МСП и поддержка национальной предпринимательской инициативы», постепенное распространение режима самозанятых на все субъекты Российской Федерации (предполагающее переход на него большого числа предпринимателей с режимов ЕНВД, УСН и ПСН), представляется целесообразным поэтапно перейти к новой системе упрощенных режимов налогообложения малого бизнеса, предусматривающей принцип «одна категория бизнеса – один упрощенный режим налогообложения», установив переходный период с продлением ЕНВД до 2024 года.

Участники совещания выразили обеспокоенность планами по запрету применения ЕНВД при реализации товаров, подлежащих маркировке, учитывая, что реализацией указанных товаров занимается значительное количество субъектов микробизнеса. Представляется, что следует пересмотреть категории видов деятельности, попадающие под данный запрет.

В рамках совещания региональные уполномоченные отметили важность зачисления доходов от всех упрощенных режимов налогообложения в местные бюджеты, что совместно с делегированными муниципалитетам правами по определению параметров их применения, позволит повысить мотивацию местных властей к созданию привлекательных условий ведения деятельности для малого бизнеса.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Брянской области Сергей Рондиков отмечает, что под отмену ЕНВД попадают малые и микропредприятия, реализующие социально значимые товары и услуги, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг.Резкое сокращение указанныхпредприятий может привести к существенному росту цен и, как следствие, к ухудшению экономического и социального положения граждан.

Бизнес-омбудсмен Брянской области согласен с позицией коллег из других регионов о необходимости установить переходный период с продлением ЕНВД до 2024 года. По мнению Сергея Рондикова поэтапный переход позволит модернизировать существующие льготные режимы налогообложения малого бизнеса.