25 июля 2018 г. в г. Брянске, в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации» прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управлении Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям.
В мероприятии приняли участие представители бизнессообщества региона, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Брянской области Адасиков Павел Александрович, председатель комитета по аграрной политике и природопользованию Брянской областной Думы Евсеев Василий Васильевич, а также специалисты муниципальных служб и организаций.
Заместитель Руководителя Управления Светлана Земченкова, приветствуя собравшихся, обратила внимание на значимость открытости контрольно-надзорных органов, отметила необходимость исполнения основных положений реформы контрольно-надзорной деятельности.
Анализ правоприменительной практики Управления Россельхознадзора текущего года выявил разнящиеся тенденции «внутреннего надзора и контроля» и контроля, осуществляемого на границе.
И, если внутренние надзоры, выполняя программные мероприятия в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, нацелены на приоритет профилактических мер и, как результат, постепенное снижение количества выявляемых нарушений, то на границе обстоятельства принуждают чаще прибегать к пресекательным мерам.
Так, в 2018 году выявлено 632 административных правонарушения. Из них, в сфере пограничного ветеринарного контроля – 265 (на 7% ниже аналогичного периода 2017 года), карантинного фитосанитарного контроля – 367 (на 5% выше аналогичного периода прошлого года).
Наложено штрафов – 2 млн. 606 тыс. руб, из них в сфере пограничного ветеринарного контроля – 2 млн. 290 тыс.руб. (на треть меньше показателя I полугодия 2017 года), карантинного фитосанитарного контроля – 316 тыс. руб. (более, чем в 2 раза выше показателя аналогичного периода прошлого года). Процент взыскиваемости составил 55,6% и 79,8% соответственно (примерно на 20% ниже показателей прошлого года).
Управлением неукоснительно выполняется требование статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части замены штрафов на предупреждения для субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые совершивших правонарушения.
В этом году данная практика распространилась и на пограничный ветеринарный и фитосанитарный контроль: в 8 случаях по ветеринарному контролю и в 32 по фитосанитарному контролю штрафы были заменены на предупреждения.
В ввозимых грузах в I полугодии 2018 года выявлено карантинных объектов — 101 (почти на уровне прошлого года).
Направлено 29 предписаний о прекращении действия деклараций о соответствии на молочную продукцию и готовую мясную продукцию производства Республики Беларусь (24 в Росаккредитацию, 5 – в Госкомитет по стандартизации РБ). Действие всех деклараций прекращено.
Из Брянской области в I полугодии 2018 года экспорт животноводческой продукции и сырья составил 5,3 тыс. тонн (на 15% больше, чем в 2017 году), продукции растительного происхождения – более 200 тыс. тонн (примерно в 6 раз больше, чем в 2017 году). В Смоленской области эти показатели пока существенно ниже. Именно поэтому в этом году особое внимание было уделено вопросам организации обследований предприятий, подающих заявки в АС «Цербер» на включение в Реестр экспортеров и Реестр предприятий Таможенного союза.
С этого года обследования предприятий проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Всего за прошедший период 2018 года в Управление поступило 91 такая заявка. 39 из них отклонены без проведения обследований (несоблюдение требований к оформлению заявок). По 38-ми назначены и проведены обследования предприятий, по итогам которых по 15 заявкам отказано во включении в соответствующие реестры по причине неготовности предприятий к выполнению установленных требований, по 23 заявкам вынесены положительные решения и направлены предложения по включению предприятий в соответствующие реестры. Остальные заявки находятся в работе.
Если говорить об экспорте, то Управление отмечает развивающуюся тенденцию к росту экспорта зерна и продуктов его переработки (более чем в 9 раз в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), особенно из Брянской области. На сегодняшний день уже экспортировано почти 200 тыс. т, в том числе из Брянской области – 195,2 тыс. т, из Смоленской – 4,1 тыс. т.. Основными странами-импортерами являются Республика Беларусь, Литва, Польша, Германия, Сербия и др. На экспортируемое зерно выдано 6353 фитосанитарных сертификата, что почти в 8 раз больше, чем в аналогичном периоде 2017 года.
Переходя к внутреннему надзору, Земченкова отметила, что всего Управлением в I полугодии 2018 года проведено 575 проверок, из них 210 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, остальные – в отношении граждан и органов муниципальной власти.
Количество плановых проверок продолжает неуклонно снижаться. В сравнении с аналогичным периодом 2017 года, этот показатель снизился более чем на 60%.
В то же время количество внеплановых проверок увеличилось на 16%. И это вполне оправданно, так как внеплановые проверки более предметны и ориентированы на самые болевые точки в курируемых сферах деятельности. В структуре таких проверок большую часть продолжают занимать проверки исполнения предписаний. Тем не менее, следует отметить рост количества проверок, проведенных на основании результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (плановых (рейдовых) осмотров, административных обследований). Такие мероприятия позволяют снижать нагрузку на бизнес, так как проводятся в упрощенном порядке, но не препятствуют выявлению нарушений и готовят почву для результативных внеплановых проверок. Поэтому практика применения таких видов контрольно-надзорных мероприятий будет расширяться и далее.
Помимо оптимизации процедуры проведения проверок, осуществлялась работа по присвоению поднадзорным объектам категорий риска по надзору в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения и земельному надзору.
По результатам проведенных проверок выявлено 470 нарушений. Наложено штрафов на сумму 4668,6 тыс. руб.
Помимо проверок проведено 140 контрольно-надзорных мероприятий иных видов, по итогам которых выявлено 69 нарушений. Наложено штрафов на сумму 130,7 тыс. руб.
В соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено 32 предупреждения для субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые совершивших правонарушения.
Работа по взысканию наложенных штрафов проводится в плановом режиме. Взыскиваемость штрафов в I полугодии 2018 года составила 118,5%, в том числе за счет штрафов, наложенных в предыдущие годы. Это явилось результатом планомерной и системной работы Управления по снижению дебиторской задолженности.
Большая работа была проведена Управлением по подготовке хозяйствующих субъектов к переходу на обязательную электронную ветеринарную сертификацию, что позволило не допустить сбоев в работе АС «Меркурий».
Затем по основным направлениям надзорной деятельности Управления Россельхознадзора выступили начальники специализированных отделов. В своих докладах они ознакомили присутствующих с новыми нормативными правовыми актами, а также с основными нарушениями требований законодательства, выявляемыми при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, разъяснили наиболее, по мнению участников, сложные требования законодательства.
В заключение было отмечено, что реализуемая приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» требует от контрольно-надзорных органов больше внимания уделять профилактике нарушений обязательных требований. В этой связи Управлением используются достаточно разнообразные формы работы, позволяющие довести до сведения максимально возможного количества поднадзорных субъектов суть обязательных требований, обеспечивающих защиту охраняемых законом ценностей, тем самым создать устойчивую тенденцию к снижению количества выявляемых нарушений.