12 февраля 2024 года для региональных уполномоченных и сотрудников аппаратов в онлайн-режиме состоялся круглый стол на тему: «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для хозяйствующих субъектов».
Модератором мероприятия выступила Рябова Наталья Владимировна — заместитель руководителя экспертно-правового центра Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Участники обсудили каким образом формируются тарифы на электроэнергию для субъектов предпринимательской деятельности, рассмотрели в отдельности каждую из четырех составляющих: средневзвешенная нерегулируемая цена на электроэнергию (определяется рыночным путем, составляет около 40% общей стоимости), регулируемый тариф на услуги по передаче электроэнергии (котловой тариф, около 50% в стоимости), сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, а также платы за иные услуги (инфраструктурные платежи организациям оптового рынка). Лишь первая составляющая складывается, исходя из рыночных условий, остальные три регулируются на региональном и федеральном уровнях.
Одним из проблемных вопросов остается перекрестное субсидирование. ФАС России предложено использовать дифференциацию тарифов на электроэнергию для населения в борьбе с ростом перекрестного субсидирования.
Для того, чтобы наметилась динамика перекрестного субсидирования в сторону изменения тарифов для бизнеса необходимо, чтобы параметры дифференциации тарифов для населения были обоснованными, направлены на защиту реально нуждающихся в этом потребителей, для чего необходимо либо установить, либо пересмотреть социальные нормы на предмет избыточности объема потребления электроэнергии населением.
Тем не менее, стоит обратить внимание на ежегодный рост объемов перекрестного субсидирования. Становится очевидным, что из инструмента социальной защиты перекрестное субсидирование трансформировался в способ покрытия растущих расходов сетевых монополий. Уполномоченные поддержали мнение, что необходимо вернуться к вопросам установления предельных границ сбытовых надбавок, не допущению включения в стоимость непредвиденных расходов за предыдущие периоды, разработке механизма выравнивания тарифов для всех потребителей страны.